Государственный земельный надзор направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном законодательстве правилам ее использования и охраны. Целью государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами требований, гарантирующих сохранность земельного фонда страны в целом и его отдельных участков.
Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года № 1, установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
– требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
– требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
– требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
– требований исполнения земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
– требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
При осуществлении функций по государственному земельному надзору в 1 полугодии 2020 года проведено 885 контрольных мероприятий, из них: 525 проверок в отношении 289 субъектов (физических, юридических лиц) и 360 административных обследований в отношении 378 объектов земельных отношений.
В результате проверок выявлено 380 нарушений соблюдения требований законодательства Российской Федерации, привлечено к административной ответственности 203 нарушителя на общую сумму штрафов 1541,17 тыс. рублей. Доля субъектов, допустивших нарушения, выявленные в результате проведения проверок, составила 70,2 процента
(1 полугодие 2019 – 68,2 процента).
На основании результатов административных обследований инспекторами проведено 89 внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства (в 1 полугодии 2019 – 142), в ходе которых выявлено 81 нарушение (1 полугодие 2019 году – 129).
Проведено 14 проверок органов местного самоуправления (1 половина 2019 – 17), по результатам которых выявлено 190 нарушений при предоставлении земельных участков (1 половина 2019 – 314).
К числу самых массовых нарушений, допускаемых физическими и юридическими лицами, как и в предыдущие годы, относятся самовольное занятие земельных участков, а в деятельности органов местного самоуправления – нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков.
Специалистами Управления, уполномоченными на осуществление функций по государственному земельному надзору, проведено 245 внеплановых проверок исполнения предписаний по устранению нарушений (в 1 полугодии 2019 – 381), по результатам которых:
– установлено, что 189 предписаний исполнено, нарушения устранены (1 полугодие 2019 году – 240),
– возбуждено 60 административных дел на основании ст. 19.5 КоАП РФ (1 полугодие 2019 – 141).
Таким образом, доля нарушений, которые устранены в установленный срок, составила 70 процентов (1 полугодие 2019 – 51 процент).
Татьяна Леднева,
специалист-эксперт
отдела государственного
земельного надзора
Управления Росреестра
по Омской области