Государственный земельный надзор – деятельность уполномоченных должностных лиц Росреестра, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства.
Профилактика нарушений обязательных требований при осуществлении Управлением Росреестра по Омской области государственного надзора (контроля) является одним из новых приоритетных направлений в контрольно-надзорной деятельности.
В целях профилактики нарушений данных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (далее – Органы):
1. Обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2. Осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований Органы подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в силу, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3. Обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
4. Выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих данным нарушениям, Органы осуществляют мероприятия по их профилактике в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Одним из видов профилактических мероприятий, направленных на реализацию территориальными органами Росреестра программы профилактики нарушений обязательных требований и выполнение плана-графика профилактических мероприятий Росреестра, является выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
В соответствии с частью 5 статьи 8.2 Федерального закона
от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы государственного контроля (надзора) вправе объявлять предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований при наличии сведений о готовящихся нарушениях или признаков нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащейся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено) информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что такие нарушения причинили вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры), безопасности государства, а также привели к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создали непосредственную угрозу возникновения указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, на требования, установленные муниципальными правовыми актами, на нормативный правовой акт, предусматривающий данные требования, а также содержать информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению данных требований.
В соответствии с пунктом 11 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 (далее ¬– Правила составления и направления предостережения), при отсутствии возражений на предостережение юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляют в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
Орган государственного контроля (надзора) использует указанное уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 14 Правил составления
и направления предостережения).
Необходимо отметить, что законодательством не предусмотрено проведение органом по контролю (надзору) контрольных мероприятий в случае непредставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения, в том числе не установлены меры ответственности за непредставление уведомления.
Предостережение о недопустимости нарушения закона юридических последствий для юридических лиц, которым оно объявлено, не влечет.
Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него наступят в связи с нарушением обязательных требований, а не с неисполнением выданного предостережения.
В качестве профилактических мероприятий, осуществляемых Управлением Росреестра по Омской области в соответствии с утвержденным планом-графиком проведения профилактических мероприятий, Управлением в 2019 году выдано 2 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований Российской Федерации.
В текущее время на постоянной основе проводятся совместные совещания с органами муниципального земельного контроля по вопросам мероприятий муниципального земельного контроля, консультации с подконтрольными субъектами, отнесенными к категории среднего и умеренного риска, в форме семинаров или телефонных «горячих линий», в средствах массовой информации публикуются разъяснения обязательных требований с акцентом на важность их соблюдения, на официальном сайте Росреестра размещаются материалы с ответами на вопросы о соблюдении обязательных требований и проведении проверочных мероприятий.
Татьяна Пашкурная,
главный специалист-эксперт отдела
государственного земельного надзора
Управления Росреестра
по Омской области.