Ниже представлены обобщение и анализ показателей реализации Управлением Росреестра по Омской области функции по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реализации полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих, а также участию в собраниях кредиторов должника и в арбитражном процессе по делам о банкротстве за 2020 год.
Управление Росреестра по Омской области (далее – Управление) в силу приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 № П/0263 является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр), осуществляющим функции надзора за деятельностью саморегулируемых организаций (далее – СРО) оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью СРО арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью СРО кадастровых инженеров, национального объединения СРО кадастровых инженеров на территории Омской области.
Объектами государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих, саморегулируемые организации оценщиков, саморегулируемые организации кадастровых инженеров, национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемые организации операторов электронных площадок.
По состоянию на 31 декабря 2020 года в государственных реестрах СРО содержатся сведения об одной СРО, функции по контролю и надзору за которой возложены на Управление, а именно сведения об Ассоциации «Урало - Сибирское объединение арбитражных управляющих».
Указанные функции по контролю (надзору) за СРО реализуются Управлением, в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверок деятельности СРО.
Плановые проверки саморегулируемых организаций осуществляются в соответствии с планом проверок, утвержденным приказом Росреестра на календарный год. Планом, утвержденным на 2020 год, проведение проверки вышеназванной СРО не предусматривалось, внеплановая проверка данной организации по причине отсутствия оснований также не проводилась. Основанием здесь могли явиться представленная в Управление мотивированная жалоба на действия (бездействие) СРО, нарушающие требования Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также имеющиеся в документах СРО, представленных в орган по контролю (надзору), несоответствия таким требованиям (п. 5 ст. 23.1 Закона о банкротстве).
В минувшем году в Управление поступило 9 обращений на действия (бездействие) СРО (в 2019 – 22 обращения), по результатам рассмотрения которых:
– одно обращение (в 2019 – 1) перенаправлено по принадлежности в территориальный орган Росреестра (в Управление Росреестра по городу Москве в порядке ст. 29 Закона о банкротстве, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), в 2019 году для рассмотрения по подведомственности были перенаправлены 3 обращения;
– по одному обращению возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 5 ст. 14.52.1 КоАП РФ, по результатам расследования принято решение о прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (в 2019 – 0);
– по 7 обращениям даны ответы – разъяснения (в 2019 – 18 ответов).
В обращениях на действия СРО, поступивших на рассмотрение в 2020 и 2019 годах, отсутствовали достаточные данные, позволяющие должностному лицу инициировать проведение внеплановой проверки в отношении СРО арбитражных управляющих.
Кроме того, реализуя функции по контролю (надзору) в сфере СРО в минувшем году, Управление руководствовалось положениями постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и поручения Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 № ММ-П36-1945, которые ограничивают основания для проведения внеплановых проверок.
Важно отметить значительное снижение количества жалоб на действия подконтрольных объектов (более чем в 2 раза). Вместе с тем, реализуя функции надзора за деятельностью СРО оценщиков, СРО операторов электронных площадок, СРО кадастровых инженеров и контроля (надзора) за деятельностью СРО арбитражных управляющих, Управление на основании приказа руководителя Росреестра от 31.01.2020 № П/0026 обеспечило участие в проведении плановой проверки Ассоциации «Объединение кадастровых инженеров» в период с 17 февраля по 4 марта 2020 года (в 2019 – 1).
В рамках реализации мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований Управлением на официальном сайте Росреестра опубликован и поддерживается в актуальном состоянии перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля). В региональном разделе сайта опубликован перечень наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований и рекомендации по применению последними мер в целях недопущения данных нарушения. В средствах массовой информации опубликовано 33 материала по вопросам соблюдения обязательных требований, проведены телефонные «прямые линии» по вопросам типичных юридических ошибок, допускаемых СРО арбитражных управляющих при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) членов СРО, и по вопросам применения нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью СРО арбитражных управляющих.
В 2020 году от граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц в Управление поступило 197 обращений по вопросам деятельности арбитражных управляющих (в 2019 – 209).
Следует отметить, что поступающие жалобы стали более мотивированными и аргументированными, позволяющими принять процессуальные решения в соответствии с КоАП РФ. Так, в 2020 году из 179 обращений в 68 – были основания для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В 2019 году такие основания были только в 50 обращениях.
Должностными лицами Управления принято 84 решения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в том числе по результатам участия в собраниях кредиторов и по результатам участия в судебных заседаниях по делам о несостоятельности (банкротстве).
По результатам проведения административных расследований должностными лицами Управления были прекращены 4 административных расследования (в 2019 – 0). За весь рассматриваемый период ими составлено 80 протоколов об административных правонарушениях по ч.ч. 3, 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ (в 2019 – 72), которые в установленные сроки были направлены на рассмотрение в арбитражный суд.
По результатам рассмотрения заявлений Управления арбитражными судами вынесено:
– 37 решений о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности в виде штрафа (в 2019 – 23 решения), на общую сумму 1 058 000 рублей (в 2019 – 693 000 рублей);
– 9 решений о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности в виде дисквалификации (в 2019 – 11),
– 16 решений о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности в виде предупреждения (в 2019 – 43),
– 13 решений об освобождении арбитражных управляющих от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного ими административного правонарушения (в 2019 – 13).
При анализе административных наказаний, назначенных судом по результатам рассмотрения заявлений Управления о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности, стоит отметить тенденцию к увеличению количества административных наказаний в виде штрафа и снижению количества административных наказаний в виде предупреждения. Указанные обстоятельства обусловлены установлением в ходе административных расследований многоэпизодности совершенного правонарушения.
Судебные акты первой инстанции, которыми арбитражные управляющие освобождались от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ в силу малозначительности совершенного деяния, либо которыми арбитражному управляющему назначалось наказание в виде предупреждения в том случае, когда он ранее уже привлекался к ответственности, были обжалованы Управлением в апелляционном порядке, так как освобождение от ответственности с объявлением устного замечания либо применение наказания в виде предупреждения противоречат основным целям административного наказания.
Устное замечание и предупреждение, как меры ответственности за совершение вменяемого правонарушения, направлены, прежде всего, на то, чтобы проинформировать нарушителя о недопустимости подобных нарушений в будущем, и должны являться достаточными для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 КоАП РФ. Когда же арбитражный управляющий ранее уже привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) и допускает аналогичное правонарушение повторно, нельзя говорить о достижении ранее назначенным наказанием предупредительных целей административного производства, предусмотренных статьей 3.1 КоАП РФ, следовательно, административная ответственность за повторно совершенное административное правонарушение должна быть более суровая, чем за впервые совершенное.
Изложенная позиция Управления признана судами апелляционной и кассационной инстанций обоснованной.
Екатерина Джурмий,
начальник отдела по контролю (надзору)
в сфере саморегулируемых организаций
Управления Росреестра
по Омской области.